Вышка создаст центр техтрансфера современных агротехнологий

ФАС России уполномочил ВШЭ организовать специализированный центр трансфера технологий в области агрохимии.

Этот центр должен обеспечивать эффективную реализацию требований ФАС, касающихся слияния компаний Bayer и Monsanto. Требования направлены на защиту конкуренции в сфере агротехнологий и заключаются в том, что Bayer AG в течение 5 лет должна обеспечить эффективную передачу ряда ключевых технологий на основании неэксклюзивной лицензии.

В числе основных функций центра технологического трансфера, созданного на базе ВШЭ, будет выявление спроса российского агротехнологического бизнеса на соответствующие решения в области генетики и цифровизации аграрного производства, а также обеспечение эффективного взаимодействия между Bayer/Monsanto и получателями технологий и данных. Также центр займется: 

  • отбором запросов со стороны российских компаний на технологии, принадлежащие Bayer и Monsanto; 
  • формированием моделей взаимодействия в рамках предстоящего технологческого трансфера;
  • мониторингом и контролем процессов технологического трансфера с точки зрения достижения целей защиты конкуренции, заявленных ФАС России в указанном решении; 
  • формированием пулов экспертов для оценки технологических трендов и заделов в России и за рубежом, что является необходимым условием для принятия ВШЭ взвешенных и обоснованных решений в рамках реализации проектов технологического трансфера и обеспечения доступа к данным 
  • разрешением конфликтных ситуаций возникающих в ходе реализации проектов технологического трансфера. 

В соответствии с предписанием ФАС России Bayer должен профинансировать работу ВШЭ в части выполнения функций указанного центра технологического трансфера, что соответствует принятым в Европе, США и других ведущих юрисдикциях, включая страны БРИКС, принципам организации работы по мониторингу и обеспечению исполнения аналогичных предписания антимонопольных органов. Финансирование деятельности центра технологического трансфера на базе ВШЭ со стороны Bayer будет направлено, прежде всего, на формирование соответствующей экспертизы и компетенций, необходимых для эффективной реализации поставленной задачи.  

Создание такого центра в сочетании с требованием предоставления недискриминационного доступа российским компаниям, являющимся поставщиками средств производства для сельского хозяйства, к цифровым платформам точного земледелия, через которые согласно планам Bayer/Monsanto будет выстраиваться взаимодействие с сельхозпризводителями в логике «уберизации» данной отрасли, обеспечит условия не только для разработки новых конкурентоспособных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, но и для их включения в эффективную экономическую конкуренцию в рамках глобальных стоимостных цепочек, контролируемых сегодня олигополией тесной группы транснациональных корпораций. Технологии Bayer и Monsanto будут применять российские компании, которые заинтересованы в повышении своих технологических возможностей. Речь идет как о небольших семеноводческих фирмах, так и крупных агрохолдингах, готовых сделать значимый шаг в своем технологическом обновлении и перейти к мировым стандартам конкуренции в агротехнологической сфере. 

Указанные меры антимонопольного реагирования согласуются с распространенной практикой ряда ведущих юрисдикций, направленной на преодоление ограничений развития конкуренции, возникающих в связи с чрезмерной концентрацией рыночной власти и монополизацией рынков. При рассмотрении сделки ФАС России провел серию консультаций, в ходе которых многие участники рынка, научные и экспертные организации, а также заинтересованные федеральные органы исполнительной власти высказывали мнение о необходимости ее запрета, как угрожающей развитию конкуренции на рынках агротехнологий России. В то же время, следуя логике сбалансированного воздействия на рыночные процессы и опираясь на научную экспертизу, в том числе предоставленную НИУ ВШЭ, ФАС России принял компромиссное решение согласовать сделку при условии осуществления Bayer ограниченного по времени и объемам технологического трансфера, направленного на повышение конкурентной динамики в отрасли агротехнологий. Такое решение учитывает как интересы участников сделки, давая им возможность продолжить процесс слияния, так и задачи защиты конкуренции и развития отечественного рынка агротехнологий, создавая условия для эффективной интеграции российских хозяйствующих субъектов в глобальные цепочки создания стоимости на агропродовольственных рынках.